Хатчесон Фрэнсис

Хатчесон Фрэнсис
\
    Если для сочинений Шефтсбери характерна тонкость психологического анализа, то систематичность стала типичным признаком работ ирландца Фрэнсиса Хатчесона (1694-1747), развившего основные идеи и мотивы философии Шефтсбери и Батлера. Хатчесон - автор следующих сочинений: "Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели" (1725), "Исследование о моральном добре и зле" (1726), "Опыт о природе и проявлении аффектов" (1728), "Система моральной философии" (посмертно, 1754). С 1729 г. он - профессор моральной философии в университете Глазго.
\
    Вслед за Гроцием и Локком, он уделяет особое внимание проблемам естественного права. "У нас, - пишет Хатчесон, - достаточно свидетельств существования и провидения Бога, Творца всех наших естественных возможностей и наклонностей, нашего разума, наших моральных склонностей и чувств; поэтому при правильном размышлении мы можем ясно различить, какой тип действий морально превосходит как представляющий интерес. Следовательно, мы должны видеть намерения Бога. [...] Если мы достигнем этого убеждения, то практический вывод получит новое подкрепление как со стороны моральных возможностей, так и со стороны нашего интереса".
\
    "Исследование о происхождении наших идей о красоте и добродетели" состоит из двух трактатов. В первом утверждается, что есть непосредственное чувство красоты и это чувство специфично и самостоятельно. Оно не может быть сведено к внешним чувствам, поскольку люди, владеющие прекрасным зрением и совершенным слухом, могут быть слепы к красоте живописного образа или глухи к музыкальному. Чувство красоты не может быть спутано с оценкой полезности предмета. Врожденный инстинкт красоты заставляет нас любоваться упорядоченностью и единством. И если Шефтсбери объединял эстетическое и этическое чувства, то Хатчесон различает их. Для него способность к эстетической оценке столь же первозданна и самостоятельна, как и к оценке этической. "Творец даровал нам возможность иметь с помощью внешних чувств приятные или неприятные представления о вещах, в зависимости от того, полезны они или вредны для наших тел, и получать удовольствие от красоты и гармонии, подобным же образом он наделил нас моральным чувством, дабы управлять нашими действиями и позволить нам познать еще более возвышенные радости; в результате желая добра другим, мы приносим добро себе".
\
    Итак, есть чувство прекрасного, и есть чувство добра. И именно это чувство добра позволяет нам конкретизировать конечные цели, о которых молчит разум: разум "судит о вспомогательных средствах и целях", применительно же к конечным целям не существует никакого умозаключения. Мы стремимся к этим целям по некоему непосредственному расположению души, которое, в предвидении действия, всегда "предшествует любому рассуждению, поскольку никакое суждение не может подтолкнуть к действию, если этому не предшествует желание определенной цели". Чувство добра и справедливости является врожденным, непосредственным, независимым: "Большинство и даже каждый индивид могут быть испорчены несправедливостью, - пишет Хатчесон в "Системе моральной философии", - однако общество редко дает жизнь несправедливым законам. Во всех живет чувство праведного и неправедного, сопровождаемое естественным негодованием против несправедливости". И если, в отличие от Шефтсбери, Хатчесон разделяет эстетическое и этическое чувство, видя целую гамму различных "тончайших восприятий", то это направлено также против тех, кто утверждает, что "нет иного повода к возникновению политической организации общества, помимо человеческой низости". Хатчесон не принимает пессимизма Гоббса относительно природы человека, унаследованного от Бернарда Мандевиля. Политическая организация общества, пишет Хатчесон, "может быть вызвана несовершенством людей, которые по сути своей справедливы и добры". Более того, "в основе человеческой природы лежит, в конечном счете, бескорыстное желание счастья другим, и наше моральное чувство заставляет нас считать добродетельными только те действия, которые вытекают, хотя бы частично, из этого желания". И наилучшее из возможных действий - то, которое совершается для "наибольшего счастья наибольшего числа людей". Это выражение Хатчесона станет классическим, и мы его встретим у Бентама и Беккариа.
\

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Хатчесон Фрэнсис" в других словарях:

  • Хатчесон Фрэнсис — Фрэнсис Хатчесон Фрэнсис Хатчесон (англ. Francis Hutcheson; 8 августа 1694, Северная Ирландия  1747, Глазго)  шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери. Хатчесон являлся одним из …   Википедия

  • Хатчесон Фрэнсис — (Hutcheson) (1694 1747), шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери. * * * ХАТЧЕСОН Фрэнсис ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (1694 1747), шотландский философ, сторонник деизма.… …   Энциклопедический словарь

  • Хатчесон, Фрэнсис — Фрэнсис Хатчесон Francis Hutcheson …   Википедия

  • Хатчесон Фрэнсис — Хатчесон (Hutcheson) Фрэнсис (8.8.1694, Северная Ирландия, ‒ 1747, Глазго), шотландский философ. Профессор моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи А. Шефтсбери; оказал влияние на Д. Юма и А. Смита. Согласно Х., в… …   Большая советская энциклопедия

  • ХАТЧЕСОН Фрэнсис — (Hutcheson, Francis) (1694 1746), шотландско ирландский педагог и философ, родился в Друмалиге (Северная Ирландия) 8 августа 1694 в семье пресвитерианского старшины. Получил образование в университете Глазго в 1710 1716. В 1719 1729 преподавал в… …   Энциклопедия Кольера

  • Хатчесон Фрэнсис — (1694 1747) видный представитель шотландского Просвещения. Им было написано «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725). Являясь последователем Шефтсбери и теоретиком «морального чувства», он полагал, что человек уже от …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Хатчесон — Хатчесон, Фрэнсис Фрэнсис Хатчесон Francis Hutcheson Фрэнсис Хатчесон Дата рождения: 8 августа 1694(1694 08 08) …   Википедия

  • Фрэнсис Хатчесон — (англ. Francis Hutcheson; 8 августа 1694, Северная Ирландия  1747, Глазго)  шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери. Хатчесон являлся одним из отцов основателей Шотландского… …   Википедия

  • Фрэнсис Гетчесон — Фрэнсис Хатчесон Фрэнсис Хатчесон (англ. Francis Hutcheson; 8 августа 1694, Северная Ирландия  1747, Глазго)  шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери. Хатчесон являлся одним из …   Википедия

  • Фрэнсис Гутчесон — Фрэнсис Хатчесон Фрэнсис Хатчесон (англ. Francis Hutcheson; 8 августа 1694, Северная Ирландия  1747, Глазго)  шотландский философ, сторонник деизма. Систематизировал и развивал этические и эстетические идеи А. Шефтсбери. Хатчесон являлся одним из …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»